Православная иконописная
мастерская

СЛОВО

Тел. +7 (926) 041-57-21,
+7 (495) 302-34-38
Сайт создан
по благословению иерея
Николая Чернышова

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель
Спас означает Спаситель. Иисус Христос, Бог, вочеловечившийся через рождение от смертной женщины. ОН сделал это, чтобы спасти человечество - принести ему свет истины и Своей мученической гибелью искупить его грехи. История земной жизни, смерти и чудесного Воскресения Христа является основным содержанием четырех Евангелий, входящих в Новый Завет (христианскую часть Библии). Описания внешности Иисуса в Евангелиях нет. Однако уже в первые века христианства сложился узнаваемый иконографический образ, утвержденный византийским, а затем и древнерусским каноном. Считается, что его источником стали прижизненные изображения. До наших дней не дошло ни одно из них. Но возможно, что они действительно существовали. По преданию, исцеленная Иисусом женщина (евангельская «кровоточивая жена») воздвигла Его статую, которую потом долго показывали паломникам в городе Панеаде. Так или иначе, в образе Иисуса мы отчетливо видим неповторимые человеческие черты. Но вместе с тем это лик Божества. Уже на древнейших византийских иконах Его божественная сущность подчеркивалась особыми знаками, вошедшими в канон. Это сокращение имени «Иисус Христос» («Христос» по-гречески «помазанник»). Нимб вокруг головы - изображение божественного света. В память о принятой за людей крестной муке нимб пересечен крестом, в центре которого греческие буквы, означающие «вечно сущий». Эти знаки обязательно присутствуют и в древнерусской живописи. На Руси сложилось несколько типов изображения Спасителя - изводов, объединенных общими чертами и смыслом. Первый, пожалуй, самыи важный и распространенный - «Спас Вседержитель». На иконах этого типа Христос изображен по пояс, с Евангелием в левой руке. Правая рука поднята, благословляя мир. Он предстает не только Спасителем, но и вершителем судеб, единосущным Богу Отцу - создателю Вселенной. Кэтому типу принадлежит знаменитый «Звенигородский Спас» (такое название он получил по месту находки в Звенигороде), созданный в начале 15 века великим Андреем Рублевым. Всемогущий, всеведущий, всеблагой - таким предстает рублевский Спас. Его глубокий взгляд полон сострадания. И не случайно Евангелие, которое ОН держит, раскрыто на строках: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (эти строки утрачены на Звенигорсокой иконе, но сохранились на ее точном повторении). Следующий извод «Спас на престоле». Он похож на предыдущий, с тем отличием, что на иконах этого типа Христос восседает на троне как правитель мира и высший Судия. Воссев на престол, будет Он в конце времен вершить последний суд над живыми и мертвыми. Именно таким суровым Владыкой и Судией изображает Христа одна из древнейших русских икон новгородский «Спас на престоле», созданный в 13 веке.

Православный календарь

4 июля 2024 г. ( 21 июня ст.ст.), четверг.
Седмица 2-я по Пятидесятнице. Пища с растительным маслом.
Мч. Иулиана (икона) Тарсийского. Обретение мощей преподобного Максима (икона) Грека. Сщмч. Терентия, еп. Иконийского. Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Мчч. Арчила (икона) II, царя Иверского, и Луарсаба (икона) II, царя Карталинского (Груз.). Сщмч. Иоанна пресвитера. Прп. Георгия исп. Сщмч. Алексия, Павла и Николая пресвитеров. Прмч. Ионы. Мч. Никиты.